В Пушкинском музее открыли выставку фотопортретов знаменитых фотографов
«В потоке времени…» — так называется выставка, которую недавно открыли в разделе личной коллекции знаменитого музея Пушкина. Экспозиция представляет собой прекрасные фотографии из коллекций несравненной Лолы Гаридо.
В основном показаны фотопортреты, а также фотографии быстро меняющейся капризной моды. Работы сняты американскими классиками и европейскими фотографическими знаменитостями. Что касается Лолы Гаридо — то это испанская высокообразованная дама с огромной кураторской музейной и выставочной практикой и опытом своей работы во всевозможных организациях, связанных с культурой. Она полностью просвещенный и тонкий коллекционер, собирающий лишь только самое лучшее.
Что касается фотопортретов, представленных на выставке, то в 1840-1870 годах лидерство фотопортрета было обусловлено не только его документальным, эстетическим и познавательным характером, но и несколькими чисто техническими причинами, а именно: низкой светочувствительностью фотоматериала, малой светосилой съемочного объектива, слабыми источниками искусственного освещения в то время.
В те годы дагеротипный и калотипный фотопроцессы требовали экспозиции 3-30 минут. Это позволяло фотографировать лишь неподвижные объекты. Для того чтобы получить резкое изображение, приходилось применять специальные устройства, которые поддерживали голову в статическом состоянии. Длительная экспозиция, напряженное сидения в тесном павильоне, где была жара от искусственного газового освещения, порой приводили к тому, что некоторые дамы даже теряли сознание.
Появление мокро — колоидного фотопроцесса (1851-1870) стала началом экспансии коммерческой портретной фотографии, привлекла более широкие круги фотографов и любителей фотографироваться. А когда в 1859-м француз Диздери предложил формат кадра «карте де визит» (6×8 см), то в Европе было изготовлено миллионы фотопортретов. Именно в то время появились первые семейные фотоальбомы.
Сначала фотосъемку выполняли профессиональные фотографы, большинство из которых были бывшие художники-неудачники. С появлением фотографии они получили возможность зарабатывать приличные деньги. Что касается их клиентов, то они были довольны, потому что это стало дешевле, чем заказывать портрет у живописца.
Вполне естественно, что в процессе развития портретного жанра фотографы прошли через подражание живописи. Первые портреты были плоские, лишенные пространства и движения. Со временем женщина своим взглядом вступила в общение со зрителем. Здесь были и спокойно-равнодушна, и немного величественная, и важно-политическая, и задумчивая, гениальная …